Французский клуб Ligue 1 Nice был поглощен британским миллиардером Джимом Рэтклиффом. Еще одно доказательство того, что Франция приближается к английской и итальянской модели и отказывается от немецкой и испанской моделей, но сработает ли это?
Ineos, энергетическая группа, управляемая британским миллиардером Джимом Рэтклиффом, недавно купила клуб французской Ligue 1 Nice у своих прежних китайско-американских владельцев по сделке на сумму от 100 до 120 миллионов евро (от 115 до 128 миллионов долларов).
Окончательная цена составит более 79 миллионов евро, потраченных королевской семьей Катара на покупку Paris Saint-Germain в июле 2011 года, или 45 миллионов евро, уплаченных американским бизнесменом Фрэнком МакКуртом за приобретение Марселя в сентябре 2016 года.
Среди других спортивных предприятий Рэтклиффа - швейцарский футбольный клуб Lausanne Sport и велокоманда Team Ineos, ранее называвшаяся Team Sky.
«Мы проанализировали ряд клубов в соответствии с нашим видением бизнеса в Ineos - с точки зрения ценности и потенциала - и Ницца соответствует этим критериям», - сказал Рэтклифф. «Мы допустили некоторые ошибки в Лозанне, но мы быстро учимся, они были исправлены, и мы уже видим результаты».
Рэтклифф сказал, что хочет сделать Ниццу командой, которая регулярно участвует в европейских клубных соревнованиях, «и, что немаловажно, поддерживает их».
Но, по словам наблюдателей, доказательством пудинга станет еда. Спустя более 60 лет, прошедших с тех пор, как он был одним из основных членов руководящего органа европейского футбола, УЕФА, французский клубный футбол очень редко был чем-то, кроме маргинального 1win 200 на первый депозит. Итак, это изменится?
Мишель Платини: плеймейкер французского футбола превратился в политика
Выдающийся плеймейкер
Обладая ловкими ногами, огромным футбольным мозгом и развитым нюхом на гол, Мишель Платини был признан одним из лучших в мире не позднее начала 1980-х годов. После игр с Нэнси и Сент-Этьеном в Лиге 1 он перешел в «Ювентус» в 1982 году и стал настоящей мировой звездой. Играя за «Старуху», он дважды выигрывал чемпионский титул и Кубок обладателей кубков в 1984 году.
Мишель Платини: плеймейкер французского футбола превратился в политика
Национальный герой
Платини также упивался международной славой. Как правая рука своего тренера Мишеля Идальго, он организовал игру за Францию и привел ее к победе на родной земле на чемпионате Европы 1984 года. В финале против Испании Платини со штрафного забил единственный гол в игре. В La Grande Nation чествовали своего нового героя, который впоследствии был признан лучшим европейским спортсменом года.
Мишель Платини: плеймейкер французского футбола превратился в политика
Трудные времена в блиндаже
Немного похоже на Франца Беккенбауэра, Платини возглавил сборную в качестве тренера вскоре после окончания своей игровой карьеры. Ему было всего 33 года. Но он изо всех сил пытался повторить свой успех на поле со стороны. Ему не удалось пройти квалификацию на чемпионат мира 1990 года. После этого его сборная Франции провела рекорд 19 беспроигрышных игр, но досрочно выбыла на чемпионате Европы 1992 года. Платини ушел.
Мишель Платини: плеймейкер французского футбола превратился в политика
Мастер церемоний
Год спустя Платини приступил к своей следующей грандиозной задаче - организации чемпионата мира 1998 года во Франции. В свои 38 лет это стало началом стремительного взлета на вершину футбольного функционера. Вечеринка оказалась успешной, поскольку хозяева, Франция, выиграли, чему способствовал их следующий вдохновляющий номер 10: Зинедин Зидан. Тем временем Платини заключил ключевой союз с Зеппом Блаттером в своей попытке стать президентом ФИФА в 1998 году.
Мишель Платини: плеймейкер французского футбола превратился в политика
На вершине другого европейского саммита
К 2007 году Платини достиг большого успеха с точки зрения европейской функциональности. В январе он выиграл голосование и стал президентом УЕФА, свергнув действующего Леннарта Йоханссона. Платини заручился основной поддержкой более мелких федераций, в первую очередь восточноевропейских. Затем он обеспечил автоматические места в Лиге чемпионов для «небольших» команд, а также расширил чемпионат Европы - с 16 до 24 стран-участниц.
Мишель Платини: плеймейкер французского футбола превратился в политика
Ученик, ставленник и соучастник преступления?
Позже Платини объявил о своем намерении сменить Зеппа Блаттера на посту президента ФИФА. Но эта передача от патрона к протеже так и не состоялась. И Платини, и Блаттер были отстранены от участия в ФИФА перед внеплановым голосованием 2016 года. Причина? Зловещая выплата Блаттера Платини в размере 1,8 миллиона евро номинально за консультационную работу. Вместо Платини бразды правления ФИФА взял на себя Джанни Инфантино.
Мишель Платини: плеймейкер французского футбола превратился в политика
Заморожен
Платини борется с обвинениями в коррупции, но с ограниченным успехом. Даже его апелляция в Спортивный арбитражный суд безуспешна. Комиссия ФИФА по этике запретила Платини входить в группу на восемь лет в декабре 2015 года. Суд постановил, что, хотя платеж Блаттера Платини нельзя назвать коррупцией, он также не имел правовой основы. Его отстранение было позже сокращено до четырех лет.
Мишель Платини: плеймейкер французского футбола превратился в политика
Окончательный конец?
Запрет Платини на любую футбольную деятельность истекает в конце этого года. Но теперь его допрашивали в связи с получением Катаром права на проведение чемпионата мира 2022 года. Означает ли это конец его карьеры в ФИФА? Его адвокат определенно не считает это таким: «Он не сделал абсолютно ничего плохого и утверждает, что не имеет никакого отношения к фактам [дела], которые ему неизвестны».
Автор: Андреас Стен-Зимонс
Франция сначала ногами
Франция демонстрирует признаки того, что это может быть следующий футбольный рынок, на который нацеливаются инвесторы. Другие сделки французских клубов в последние месяцы включают Бордо (95 миллионов евро) и Лилль (80 миллионов евро).
Руководители французского футбола считают, что с правильными инвесторами Лига 1 сможет конкурировать с Премьер-лигой, самой ценной лигой мира. Они считают, что при сравнительно низкой стоимости входа по сравнению с Англией, Германией и Италией, у французского футбола есть шанс сделать это.
«Благодаря Евро-2016 у нас есть 16 стадионов с более чем 30 000 мест, в том числе восемь из более чем 40 000 мест», - сказал в интервью SBD Global генеральный директор Руководящего органа французского футбола (LFP) Дидье Квилло.
«Из 10 лучших академий мира пять являются французскими: Лион, Ренн, Бордо, Париж-Сен-Жермен и Тулуза. Франция - лучший завод по производству плееров в мире», - сказал он.
По данным Deloitte, Лига 1 в настоящее время занимает пятое место в "большой пятерке" европейских лиг по доходам после английской премьер-лиги, немецкой бундеслиги, испанской Ла Лиги и итальянской серии А. «Есть место для прогресса. Нет никаких причин, по которым в следующие два или три года лига не может стать вторым номером в Европе», - продолжил Квилло.
Болельщики на Елисейских полях 16 июля 2018 года в ожидании национальной сборной после того, как Франция выиграла чемпионат мира по футболу 2018 года.
Повышение
Первые законодательные акты ограничивали иностранных инвесторов во французском футболе, вынуждая клубы держать как минимум 33% участия в своих частных компаниях, защищали французский футбол от иностранных инвесторов в течение долгого времени до начала 2000-х годов, Орельен Франсуа, преподаватель экономики спорта в Об этом DW рассказал Руанский университет во Франции.
«Но с тех пор французские футбольные клубы постепенно принимают более« либеральные »статуты, введенные во французское законодательство», - сказал Франсуа.
Сегодня все французские клубы структурированы в SASP «Societe Anonyme Sportive Professionnelle» или SAS «Societe par Actions Simplifiees», которые не имеют ограничений в отношении иностранных инвестиций.
«Я бы сказал, что на самом деле во французском футбольном бизнесе больше нет строгих ограничений», - сказал Франсуа. «Если владелец клуба хочет продать свой клуб, ему необходимо согласие большинства акционеров с одной стороны, но во многих случаях владелец владеет более 50% капитала клуба».
Президент Эммануэль Макрон и тренер команды Дидье Дешам после победы на чемпионате мира по футболу 2018 в России
После Италии и Англии, а не Испании и Германии
«Я бы сказал, что французский футбольный бизнес довольно близок к примеру Италии и, в меньшей степени, к случаю Великобритании», - говорит Франсуа. «Действительно, французская модель, кажется, укоренилась в либеральной логике из-за новых правил и законодательства, которые открыли путь для иностранных инвестиций».
В этом смысле французская модель сильно отличается от немецкой и испанской, добавляет Франсуа.